Hardbroker
Товары и Технологии ХХI
 
+7 (495) 902-65-12
info@datasystem.ru
он-лайн консультант
Корзина
Наименований: 0
Оформить заказ
 
 
Каталог оборудования
   
       
 
 
 
Производители
 
   
     

 
 

Главная / Статьи-Как уберечь себя от взрыва

Как уберечь себя от взрыва
 
Взрывные устройства и взрывчатые вещества

До 1991 года на территории СССР происходило от 40 до 50 "несанкционированных" взрывов в год, в 1992 г.—350, в последующие — более 500.
Использование взрывных устройств всегда было достаточно привлекательно для террористов. Можно заранее в безопасный для себя момент заложить взрывчатку, уйти незамеченным, выполнить задачу, остаться живым, неизвестным и с деньгами. Мина не имеет той избирательности как, например, огнестрельное оружие или отравляющие вещества. Помимо лица, подлежащего устранению, при взрыве, как правило, гибнут как близкие ему люди (семья, охрана, сопровождающие), так и совершенно случайные прохожие, оказавшиеся в зоне действия взрывного устройства. Это поистине варварское оружие — визитная карточка террористов, начиная с анархистов-бомбистов, лозунг которых: цель оправдывает любые средства. Взрывы с массовой гибелью ни в чем не повинных людей зачастую применяются с целью запугивающего психологического давления на определенную категорию людей.
 
Можно привести достаточно много примеров, когда подобным способом пытались избавиться от конкретных лиц, политиков, ученых, бизнесменов и т.д.
 
Широко известно неудавшееся покушение на Гитлера со взрывчаткой в портфеле, в кабинете совершенно случайно не задет оказался только тот, против кого, собственно, она и предназначалась.

28 июня 1981 г. в штаб-квартире правящей исламской республиканской партии в результате взрыва погибло 74 человека. Среди них множество министров и других высокопоставленных персон. Не пострадал только Хомейни, против которого, по всей видимости, и был совершен теракт, по причине отсутствия в момент взрыва.

В начале июня 1981 г. взорвался вертолет с главой правительства Рашидом Караме и министром ВЦ, доставлявший их из Северного Ливана в Западный Бейрут. Взрывное устройство (эквивалент 300 г тротила) было установлено под кресло премьер-министра. Взрыв произошел через 8 минут после начала полета.

При вскрытии письма, адресованного профессору Пильцу (немецкий эксперт по ракетам), секретарь профессора потеряла руку и зрение в результате взрыва.

Очень распространены покушения с применением взрывных устройств против бизнесменов, государственных чиновников, криминальных авторитетов.
 
Во всех приведенных случаях есть много общего. Во-первых, сам способ реализации: самодельное взрывное устройство было применено, вероятно, прежде всего потому что пострадавшие имели вооруженную личную охрану - телохранителей, что создавало опасность для террористов при выборе, например, огнестрельного оружия для реализации своей цели. Места для диверсий были выбраны после тщательной разведывательной подготовки - т.е. это места постоянного пребывания: дом, офис (сам подъезд или выход из него), реже постоянный маршрут.
 
Взрывное устройство во всех случаях инициировалось радиоуправляемым сигналом, т.е. преступники, очевидно, находились в пределах видимости места закладки. Само место закладки выбиралось достаточно тщательно, после предварительной разведки. В подъезде это мина за батареей отопления, мусорный бак, водосливная труба или машина перед подъездом. Тщательно высчитывалось поражающее воздействие и направление взрыва - ограниченное пространство подъездных лестничных клеток, взрыв от стены - покушение на Дзена, верхней арки моста - на генерала Романова. Там, где направление и другие поражающие факторы не вычислялись с математической точностью, эффект компенсировался большим количеством заряда, как в случае с Березовским (закладка в автомобиль) или с министром Гамидовым. Но главное, что объединяет все эти покушения, это отсутствие какой-либо работы "передовой группы", т.е. преступники на фазе разведывательно-информационного поиска убедились, что телохранители осуществляют только лишь эскорт, не заботясь о предварительной зачистке постоянных мест пребывания своего клиента, обязательной рекогносцировке, в отсутствии должного наблюдения в ходе самого сопровождения, не говоря уже о дополнительном отслеживании окружающей обстановки до, в ходе и после непосредственных охранных мероприятий методами контрнаблюдения.Домашние" взрывы зачастую зависят от места проживания жертвы. При расположении на первом или последнем этаже взрывное устройство закладывали в подвале (на крыше), в лифте, зная, что "клиент" пользуется им. Зафиксировано несколько случаев бросков ручных осколочных гранат, когда жертва живет не выше второго этажа. Так ночью 25 апреля 1995 г. в квартиру на втором этаже дома по Кировоградской улице было заброшено две гранаты Ф-1. Одна отскочила от стены, другая попала в цель.

РПГ-18

РПГ-18 "Муха".
1-наружная труба,
2 - выдвижная труба,
3-передняя и задняя защитные крышки,
4-прицельное приспособление, 5-спусковое устройство,
6-ударный механизм,
7-головная часть гранаты,
8-взрыватель,
9-заряд ВВ,
10-кумулятивная воронка,
11-реактивный двигатель,
12-пороховой заряд двигателя, 13-сопло двигателя,
14-огнепроводная трубка,
15-перья хвостового стабилизатора.

 
Там, где рука не докинет "лимонку", пользуются разовыми гранатометами типа РПГ-18 "Муха". Известен выстрел из гранатомета в Москве по зданию американского посольства.

В 1994 г. около 22 часов призведен выстрел с 50 метров по 7-му этажу, по квартире Ж.Бичевской. Граната пробила кирпичную стену балкона.

В 1995 г. в 2 часа ночи - выстрел из гранатомета РПГ- 18 по магазину "Эксклюзив" по ул.Б.Грузинской.

Телохранители получают поражения (при условии работы не "соло", а в команде с огнестрельным оружием) от взрывов мин. Если пуля снайпера старается попасть, как правило, в "хозяина", то осколки мины поражают всех, кто оказался поблизости. Раньше применение СВУ было ограничено из-за трудностей с доставанием взрывчатки: всегда тянулись достаточно длинные концы, к расследованию присоединялись могущественные механизмы КГБ, лучшие оперативники милиции. Приходилось в большинстве своем изготовлять кустарные СВУ, был чрезвычайно высок риск подорваться самому исполнителю. Теперь, когда идут войны на территории СНГ, "бесхозной" взрывчатки хватает, как и безработных специалистов-взрывотехников. Достаточно легко стало приобрести взрывчатые вещества на черном рынке, и не только их, но и современные армейские мины, гранатометы. Армейские и гражданские склады охраняются из рук вон плохо.

Основные типы взрывчатых устройств (ВУ), применяемых в террористических целях.

Классификация ВУ по предназначению

1. ВУ, подложенные на объект заранее - закладки. Установка их требует предварительного проникновения преступника на объект.
Закладки могут быть:

  • очевидные,
  • закамуфлированные. Могут маскироваться под любой обычный предмет (огнетушитель, видеокассета, магнитофон и т.д.).

2. Почтовые отправления - ВУ, закамуфлированные под привычный предмет (письмо, посылка, пакет, книга, портфель и т.д.). Взрыв происходит во время вскрытия. Могут доставляться по почте, рассыльным, подкидываться к порогу, якобы случайно забываться на объекте, где пребывает жертва.

3. Транспортные ВУ - так или иначе связанные с транспортом. Могут устанавливаться:

  • под средство передвижения, например, под автомобиль или к его днищу;
  • по маршруту
  • в транспортное средство. Имеется в виду, когда ВУ-закладка устанавливается в транспортное средство самой жертвы.

Если ВУ устанавливаются не непосредственно в транспорте, в котором будет ехать жертва, а в другой автомобиль, мимо которого она будет проезжать, то это относится к типу ВУ по маршруту. Во времена парусного флота пираты кораблями-брандерами, начиненными порохом и горючими веществами, зачастую обеспечивали себе победу над превосходящими по боевой мощности кораблями.
Брандер (нем. Brander), судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, предназначавшееся для сожжения неприятельских кораблей. Брандеры имели приспособления для сцепления с неприятельскими кораблями. С 17 в. — одно из боевых средств. Подожжённые брандеры пускались по ветру или течению на неприятельский флот и при столкновении с кораблями вызывали на них пожар. Примером применения брандеров служит сожжение русскими в 1770 турецкого флота во время морского боя в Чесменской бухте.

4. Зажигательные - это вещества, не взрывающиеся, а воспламеняющие. При взаимодействие дают химическую реакцию не взрыва, а горения. Классический вариант - так называемый "коктейль Молотова" (на вооружении в армии состоит противопехотный одноразовый огнемет (РПО-А).

 

РПО-А “Шмель”

РПО-А “Шмель”:
1 – контейнер, 2 – тяга, 3 – ремень, 4 – прицел,
5 – мушка, 6 – передняя рукоятка удержания, 7 – ударный механизм, 8 – двигатель (метательный заряд), 9 – опорный стакан, 10 – репер со складным оперением, 11 – оболочка капсулы

В состав зажигательных устройств входят различные легковоспламеняющиеся соединения и компоненты с большой температурой горения, такие, как бензины, масла, магнезии, фосфоросодержащие соединения и т.д.
В основу создания РПО "Шмель" был положен принцип метания боевой смеси в реактивной гранате-капсуле. Работает РПО по схеме безоткатного (“безотдачного”) орудия одноразового применения. Внутри пластиковой (стекловолокно на оправе) пусковой трубы-контейнера размещены 93-мм граната-капсула с репером и пороховой двигатель, связанные через опорный стакан. При выстреле пороховые газы разрушают связки, выталкивают гранату и одновременно компенсируют отдачу реактивным действием.
 
 
5.
Мины - это взрывные устройства промышленного изготовления (имеются в виду прежде всего армейские образцы). В отличие от самодельных (импровизированных) ВУ, изготавливаемых террористами самостоятельно, - готовые к применению, направленные:

- против личности (противопехотные по армейской классификации);
- противотранспортные (в т.ч. противотанковые).

Противопехотные мины могут быть осколочными (по поражающему воздействию). Поражающими элементами осколочных мин могут быть: сам корпус (ПОМЗ-2М), разлетающийся при взрыве на осколки, или наполнитель в виде шариков, роликов и т.д. (ОЗМ-4, ОЗМ-72, М-16 (США). Осколки разлетаются во все стороны - круговое поражение. Для более эффективного разлета осколков в воздухе (увеличения радиуса поражения и более скрытой установки на местности) применяются т.н. выпрыгивающие мины, устанавливаемые в грунте и выбрасываемые в воздух до 1,5 м вышибным зарядом, где они поражают все вокруг.

Взрыв может формироваться преимущественно по направлению за счет конструкции мины и особенностей установки на местности. Противопехотные мины направленного действия: МОН-50, аналог мины СШАМ 18-А1 (Клеймор), МОН-90, МОН-100 и т.д.

Для осколочных мин характерным является сравнительно небольшая масса непосредственно ВВ, т.к. поражающим фактором является разброс осколков, а не непосредственно энергия взрыва.

Следующий тип мин - фугасные (туннельные), где поражающий фактор первичный - непосредственная энергия взрыва ВВ, т.е. продукты взрыва и воздушная ударная волна. Направление взрыва также может формироваться за счет разной плотности сред. Например, земля-атмосфера: взрыв идет вверх; стена-атмосфера, потолок-атмосфера: соответственно взрыв идет от стены или потолка.

Само название "мина" произошло изначально от фугасной (туннельной) мины. "Mine" - шахта, "miner" - шахтер в переводе с английского. Раньше заряды бочками или мешками пороха закатывались в туннель, прорытый под стеной крепости.

Изготовляться могут и комбинированные фугасно-осколочные мины, устанавливаемые на поверхности: М-З (США).

Противотранспортные армейские мины - в основном фугасного принципа действия.

Самодельные взрывные устройства (СВУ) в основном копируют так или иначе принципы действия мин промышленного изготовления.

6. Гранаты подразделяются на:

  • ручные (ручные осколочные наступательные РГД-5, РГ-42, ручная осколочная оборонительная Ф-1, ручная противотанковая кумулятивная РКГ-З);
  • ружейные (например, автоматический станковый гранатомет АГС-17, подствольный гранатомет ГП- 25, ствольные гранаты применяются на некоторых зарубежных образцах стрелкового вооружения);
  • доставляемые реактивной тягой (неуправляемые (НУРС) и управляемые (УРС). Первый тип (НУРС) использовался, например, афганскими моджахедами для обстрела военных городков, второй тип (УРС) может использоваться для поражения подвижных, в том числе низколетящих целей;
  • мортиры (гранатометы), например, РПГ-7 или одноразовый РПГ-18 "Муха".

Граната Ф-1Граната Ф-1 — ручная противопехотная граната. Предназначена для поражения живой силы в оборонительном бою. Из-за осколков метать её можно только из-за укрытия.
Названия Ф-1 и «лимонка» произошли от французской осколочной гранаты F-1 модели 1915 г. массой 572 г и английской гранаты системы Лемона, которые поставлялись в Россию во время Первой мировой войны. Боевая граната окрашивается в зелёный цвет (от хаки до тёмно-зеленого). Учебно-имитационная граната окрашивается в чёрный цвет с двумя белыми (вертикальная и горизонтальная) полосами. Кроме того, она имеет в нижней части отверстие. Боевой запал окраски не имеет. Оребрение сделано с целью образования при взрыве осколков определённого размера и массы. Общий вес гранаты с запалом 600 гр. Заряд ВВ - тротил массой 60 грамм. Радиус поражения осколков: 30 м. Время замедления запала: 3,5—4,5 сек. Количество осколков до 300 шт. Осколки гранаты имеют достаточно большую массу и летят на дальность, превышающую возможную дальность броска (т.е. при взрыве граната опасна для самого солдата, её бросившего, если он не укрылся в окопе, за стеной и т.п.).

Остановимся теперь на рассмотрении "начинки" любого ВУ - взрывчатых веществах (ВВ).

 
Взрывчатые вещества

ВВ - это химические соединения или смеси, которые под влиянием внешнего воздействия приводят к образованию быстро распространяющихся, обладающих большим давлением сильно нагретых газов, которые, расширяясь, производят механическую работу.

Процесс изготовления ВВ достаточно трудоемкий и опасный, требует наличия довольно большого количества как агрессивных, так и стабильных ингредиентов, от которых зависят свойства многообразных ВВ. Он довольно подробно описан в "Поваренной книге анархиста" Уильяма Пауэлла. Однако пользоваться подобными рецептами без глубоких специальных знаний и соответствующего оборудования может либо сумасшедший, либо самоубийца. Для серьезных преступников сейчас нет необходимости самим варить смертоносное зелье, что и дало целый всплеск покушений с применением ВВ.

Классификация ВВ.

ВВ делятся на 3 группы :

  1. инициирующие ВВ;
  2. бризантные ВВ, которые в свою очередь делятся на:
    • ВВ повышенной мощности;
    • ВВ нормальной мощности;
    • ВВ пониженной мощности;
  3. метательные ВВ.

Для производства собственно взрыва применяют, как правило, первые две группы. Для "выброса" снаряда, ракеты, пули и т.д. применяются метательные ВВ, что и следует из их названия (к ним относятся пороха). Производство самого взрыва может производиться различными способами и для разного конечного результата.

Чтобы был понятен процесс производства взрыва и необходимость участия в нем различных ВВ, рассмотрим для наглядности так хорошо знакомый всем процесс горения, во многом аналогичный взрыву. Для того, чтобы затопить печь, необходимо зажечь спичку, поджечь бумагу, подложить в нее немного щепок, затем хвороста, потом дрова и лишь в последнюю очередь уголь, который и даст нам конечный результат - достаточно долгое и надежное тепло. Если бы мы попытались зажечь спичкой уголь сразу, только бы потеряли время.

Так же и с ВВ. Для большинства взрывных работ необходимо достаточно мощное взрывчатое вещество, которое в то же время обладало бы надежными стабильными свойствами, т.е. не взрывалось бы от любого случайного фактора - повышения температуры, встряски, удара, электрического разряда, взаимодействия с материалом упаковки и т.д., так как при отсутствии стабильности опасность прежде всего грозила бы в ходе хранения, транспортировки и установки. В той или иной степени стабильными свойствами обладают большинство бризантных ВВ. Для того, чтобы произвести их взрыв, необходимо создать условия, "сдетонировать" их.

Для создания необходимых условий прибегают, как правило, к микровзрыву. Вот здесь и существует необходимость в инициирующих ВВ. Инициирующие ВВ обладают высокой чувствительностью к внешним факторам (удар, трение, электрический разряд). По аналогии с горением инициирующие ВВ можно сравнить с серой на головке спички или тем же бензином. Микровзрыв небольшого количества инициирующих ВВ, находящихся поблизости от других видов ВВ, вызывает детонацию последних (инициирует взрыв - отсюда и название), поэтому инициирующие ВВ применяются в небольших количествах и используются в так называемых капсюльных составах для снаряжения капсюлей-детонаторов (капсюлей-воспламенителей). К инициирующим относятся гремучая ртуть, азид свинца, тенерес (ТНРС).

К метательным ВВ относятся, как уже указывалось ранее, пороха - дымный и бездымный. Из-за излишней чувствительности к влаге и к огню, и в силу специфичности взрывчатых свойств используются чаще для снаряжения боеприпасов и производства выстрела, в минах промышленного изготовления в качестве вышибных зарядов и начинки в воспламенителях и огнепроводных шнурах. Но преступники из-за легкой доступности могут применять пороха и для начинки СВУ в качестве основного заряда. Например, при снаряжении металлических труб, запаянных по концам и начиненных порохом вперемешку с гвоздями, шариками и т.д.

Перейдем теперь к описанию бризантных ВВ.

Бризантность (от французского Brisant - дробящий) - способность ВВ производить при взрыве местное интенсивное дробление среды, соприкасающейся с зарядом. Бризантность проявляется на расстоянии, не превышающем 2-2,5 радиуса заряда, возрастает с увеличением плотности ВВ и скорости детонации.

Детонация (от латинского detono - гремлю) - быстропротекающий процесс химического превращения ВВ, сопровождающийся освобождением энергии (теплоты и газообразных продуктов) и распространяющихся по ВВ со сверхзвуковой скоростью (до 9000 м/с). При детонации мгновенно образуется большое количество газов с высоким давлением. Детонация представляет собой комплекс мощной ударной волны и следующей за ее фронтом зоны химического превращения вещества (т.н. детонационная волна). При расширении сжатых продуктов детонации происходит взрыв.

Бризантные ВВ более мощны и, как правило, менее чувствительны к различного рода внешним воздействиям. Возбуждение детонации бризантных ВВ обычно производится взрывом заряда инициирующего ВВ в составе капсюля-детонатора.

- Бризантные ВВ повышенной мощности.
К ним относятся ТЭН, гексоген, тетрил, октоген и другие ВВ на их основе. Практическое применение: для изготовления детонирующих шнуров (ДШ), снаряжения капсюлей-детонаторов (КД) и для изготовления промежуточных детонаторов (зарядов). По аналогии с процессом горения - это бумага, щепки и хворост.

- Бризантные ВВ нормальной мощности.
К ним относится тротил (ТНТ, тринитротолуол, тол), пластит- 4, пикриновая кислота. Первые два основные, применяемые в подрывном деле, тротил в том числе и для снаряжения боеприпасов. Пикриновая кислота в виду нестабильности ряда свойств находит сравнительно ограниченное применение.

- Бризантные ВВ пониженной мощности.
К ним относятся аммониты, аммоналы и динамоны. Представляют из себя смеси аммиачной селитры с тротилом, или такими составляющими, как торф, уголь, опилки, алюминиевая пудра и т.д., используются для разработки и рыхления грунтов и скальных пород.

В качестве составляющих или непосредственно могут использоваться террористами при изготовлении СВУ в виде возможного нахождения исходного материала не только на военных, но и на гражданских объектах (могут использоваться при проведении строительных работ и геологоразведки). Брикеты аммонита покрываются гидроизоляционной оболочкой, размер 125х125х60мм, вес 1,35 кг, подрывание производится с помощью промежуточного детонатора - тротила.

Рассмотрим более подробно основные бризантные ВВ нормальной мощности тротил и пластит-4, которые в связи со своими высокоэффективными свойствами используются при снаряжении как промышленных мин, так и в виду относительной легкодоступности и преступниками при изготовлении СВУ.

 

Тринитротолуол

Тринитротолуол

Тротил (ТНТ) - кристаллическое вещество от светло-желтого до светло-коричневого цвета, горьковатое на вкус, негигроскопичен (т.е. не поглощает влагу из воздуха), не растворим в воде. По внешнему виду брусок тротила больше всего напоминает кусок хозяйственного мыла. Температура плавления 79- 81°. В промышленности выпускается в следующем состоянии: 

  • чешуйчатый (порошковый)
  • гранулированный
  • прессованный.

Тротил хорошо прессуется. В расплавленном состоянии имеет жидкую форму глицерина, может заливаться в любую форму и, застывая, принимать ее. Это свойство вместе с относительной доступностью и легкостью извлечения из артиллерийских боеприпасов, корпусов мин особенно ценится террористами. Легко изготовить СВУ, внешне замаскированные под любой предмет, заполнив его литым тротилом. Горит на открытом воздухе коптящим пламенем. Горение при достаточно большой концентрации на открытом воздухе или горение в закрытом объеме может привести к детонации. К удару, трению, тепловому воздействию, прострелу пули тротил не чувствителен. Прессованный тротил прекрасно взрывается от обычного капсюля- детонатора - 8А. Для детонации плавленого тротила необходим промежуточный детонирующий заряд, в качестве которого может применяться небольшое количество прессованного тротила. В прессованном виде тротил, как правило, применяется в виде тротиловых подрывных шашек.

Подрывные шашки имеют запальные гнезда для капсюля-детонатора КД-8А.

Тротиловые шашки оборачиваются в вощеную бумагу (может быть красного цвета). На каждой ТШ написано "тротиловая шашка" и указан вес.

ПластитПластит-4 (С-4). Тестообразная масса кремового или коричневого оттенка (некоторые виды пластикового ВВ - семтекса имеют ярко-оранжевую окраску). Состоит, как правило, из 80% порошкообразного гексогена и 20 % специфического пластификатора, чем и обусловлено его свойство. По внешнему виду напоминает пластилин или воск, несколько маслянист на ощупь, пластичен в температурном режиме от-30 до +50 градусов. Так же, как тротил, очень устойчив к внешним воздействиям: можно мять, резать ножом, ронять, бить и т.д. Особые свойства пластита определяют его применение для террористических целей - можно затолкать в любую щель, раскатать тонким слоем в письмо, засунуть в конструкцию любой конфигурации. Применяется чаще всего в какой-либо оболочке (бумаге, мешке) и прикрепляется скотчем или изолентой. Пластит-4 поставляется в стандартных брикетах, обернутых бумагой весом по 1кг. С преступными целями иногда похищается террористами из пластин активной брони танков (ПВВ-5А), идет в качестве основного заряда в некоторых видах мин (например, МОН-50).
  
 
Очень часто взрывают неугодных в машинах, но это характерно при отсутствии телохранителей или когда последние настолько ленивы, что забывают досматривать машину.

Автомобиль — излюбленное место закладки ВУ преступником в том случае, если только он не досматривается, т.к. машина представляет возможность использовать ВУ (взрывное устройство) практически с любым способом взрывания, малой мощности и, следовательно, размера и привести к эффективному конечному результату. Это обусловлено техническими и конструктивными особенностями автомобиля. Об этом никогда не нужно забывать и досмотр автотранспорта проводить в обязательном порядке. Cadillac-Escalade
 
Современный автомобиль - сложный технический комплекс из металла, электроники, органических и синтетических материалов, поэтому применение многочисленных технических средств, используемых при досмотре, затруднено. В досмотре автомобиля обязательно принимает участие водитель (он знает все конструктивные особенности машины или изменения в конструкции, которые оставлены им самим). Поэтому водитель автомобиля обязательно должен владеть навыками поиска и распознавания ВУ. То же самое относится и к досмотру любого транспортного средства (самолет, судно, поезд и т.д.) - в осмотре всегда должны принимать участие технические специалисты, знающие уязвимые конструктивные особенности транспортного средства. Для осмотра должен комплектоваться специальный досмотровый набор, учитывающий все конструктивные особенности конкретного вида транспорта. Для автомобиля помимо специальной поисковой аппаратуры для обнаружения ВВ (взрывных веществ) и ВУ применяются прежде всего:

  • щупы
  • мощные фонари
  • веревка с крюком (кошкой)
  • наборы досмотровых зеркал
  • эндоскоп
  • набор инструментов (отвертки, плоскогубцы, ключи и т.д.).

Осмотр автомобиля условно можно разделить на две части: 

  1. Наружный осмотр.
  2. Внутренний осмотр.

Одновременно с досмотром автомобиля на закладку ВУ проводится профилактический осмотр с целью выявить возможный вывод из строя преступником тормозной системы, рулевого управления, крепления колес и т.д.; на наличие отравляющих веществ (закладываются, как правило, в систему вентиляции салона), проводится радиационный контроль.

ВУ в автомобиле может приводиться в действие различными способами взрывания, используются разные принципы действия замыкателей. Электрический способ взрывания может применяться как с автономным источником питания, так и прежде всего с запиткой от сети автомобиля, начиная от АКБ и заканчивая любым потребителем эл. энергии, могут устанавливаться компактные ВУ. Причем, используя отдельные потребители электроэнергии, такие, как кнопка омывателя стекол, включение радиоприемника, указателя поворота и т.д., можно добиться желаемого замедления (расчетного времени взрыва).
 
Следующий принцип, используемый в автомобиле, это ситуация, связанная с нагревом, - повышение температуры радиатора, двигателя, выхлопных труб и т.д. Здесь применяются химические взрыватели, высокочувствительные инициирующие ВВ, реагирующие на нагрев, или, например, ртутный замыкатель электрической цепи ВУ. Механический способ замыкания цепи, реагирующий на любое движение колес, карданов, рулевого управления, рычагов управления, педалей, подголовников, сидений и спинок кресел, т.е. использующий принципы физического воздействия при замыкании цепи - давление, натяжение и обратное действие. ВУ могут устанавливаться и автономно, совершенно независимо от систем машины, с замедлением по времени на таймер, могут быть радиоуправляемыми командным сигналом извне.
 
Зафиксированы случаи, когда преступники, расшифровав с помощью сканирующих устройств код управляющего радиосигнала - снятие с сигнализации, замыкали на подобный код приемное устройство взрывной закладки в автомобиле. Соответственно, исходя из этих конструктивных особенностей автомобиля и необходимо досматривать места возможной установки ВУ.

Легко детонирует даже от малого количества ВВ бензобак автомобиля. ВУ может закладываться внутрь через заливную горловину (например, химические ингредиенты в прорезиненном пакете; при разъедании оболочки бензином происходит химическая реакция с выделением тепла, провоцирующим взрыв), магнитная мина может крепиться снаружи, со стороны днища к корпусу бензобака. Подобная операция может быть выполнена за 1.5-2 сек. даже при включенной сигнализации или с водителем, сидящим за рулем. Человек может по вполне естественной причине наклониться (завязывая шнурок или поднимая упавшую книгу) и, одновременно, быстрым движением "приклеить" ВУ.

Следующие из "удобных" мест - под кресло клиента, половичок, в подголовник либо за спинку сиденья со стороны багажника, под водителя. Здесь добавляется еще и панель управления автомобилем (с внутренней стороны - удобное место для запитки током и "удобное" направление взрыва). Устранение водителя на большой скорости в оживленном потоке или на крутом повороте даст гарантированный эффект. Подобные ВУ точного поражения компактны, незаметны, эффективны. 
 
Кто-то из инструкторов рассказывал такой случай. Под днище автомобиля одного наркодельца конкуренты подложили радиоуправляемое ВУ со стороны водителя, т.к. "клиент" сам управлял автомобилем. Однако к этому моменту, словно что-то почувствовав, он нанял водителя и ездил на заднем сиденье. Причина на самом деле была далека от мистики - наркоделец к этому времени сам пристрастился к "продукции" и боялся в подобном состоянии управлять автомобилем. План срывался, поскольку водитель изменил место парковки автомобиля, что затрудняло переустановку ВУ. Однако преступники-конкуренты продолжали выжидать и дождались своего часа. При подъезде к заправочной станции водитель вышел рассчитываться с оператором, а "клиент" пересел от двух девиц, с которыми он удобно располагался на заднем сиденье, на водительское, чтобы подогнать машину к бензоколонке. Этим моментом и воспользовались преступники, чтобы нажать кнопку. ВУ было настолько точно выверено, что погиб от тяжелых ранений только тот, против кого ВУ и предназначалось, девицы отделались практически лишь небольшой контузией. Этот случай иллюстрирует и еще одну ситуацию - неизвестно, сколько автомобиль ездил с подвешенной миной, но, очевидно, достаточно долго, и все это время никто не удосужился заглянуть под днище автомобиля.

Остановимся на некоторых подготовительных мероприятиях, предшествующих досмотру.
 
Прежде всего, ограничение доступа к автомобилю во время стоянки уже само по себе хорошее профилактическое средство. Поэтому автомобиль желательно оставлять на ночь в надежном гараже или на охраняемой стоянке. Однако не стоит доверять всецело безопасность своей жизни только запорам и охранникам парковочных площадок (как правило, пенсионерам). Поэтому стоит обратить внимание на несколько моментов.

Первое - перед постановкой машины на стоянку зачистите место парковки и вблизи него от посторонних предметов и всякого мусора. Это делается для того, чтобы по прибытии утром по внешним признакам выявить возможное присутствие кого-либо за то время, пока вас не было. Телохранитель всегда должен не просто смотреть, а уметь видеть. Так, присутствие человека могут выдать следы от обуви, обгоревшая спичка или окурок сигареты, плевок или комок жвачки и т.д. Непосредственные действия человека могут выдать грязь, обвалившаяся с днища автомобиля в месте прикрепления ВУ, царапины в местах проникновения (замки, форточки). Определить, проникал человек на объект или нет, можно с помощью примет, которые оставлены специально.
 
Автомобиль на стоянке желательно оставлять грязным (мыть с утра после досмотра). Человек, ночью копошившийся возле машины, мог случайно зацепить рукой, плечом, оставить следы, которые будут заметны при дневном свете.
 
Говоря о следах, которые может оставить преступник, необходимо помнить о "человеческом факторе". Преступник, проникая на объект, действует, как правило, в стесненных обстоятельствах: он работает в темноте, ограничен по времени, испытывает естественный страх быть обнаруженным, не выполнить задачу, подорваться на собственном ВУ. То есть, работая в условиях стресса, преступник, как правило, допускает ошибки, которые внимательно проводящий досмотр телохранитель способен заметить. Очень часто именно из-за таких ошибок взрывников и остаются демаскирующие признаки. Известен случай, когда преступник, устанавливая гранату под днище автомобиля, обронил текстолитовую пробку, которой закрывают запальное отверстие. В темноте она закатилась за колесо, и преступник этого не заметил. Когда утром хозяин заглянул под машину, первое, что он увидел, это пробку от гранаты. И это, повторяю, не исключительный случай. Очень часто на месте преступления (в зависимости от типа ВУ и способа взрывания) остаются фрагменты упаковки ВВ материалов, используемых в качестве уплотнения (песок, грунт, деревянные бруски и т.д.), резиновые пробки, предохранительные чеки от взрывателя, обрезки скотча, изоленты, проволоки, элементы растяжки и т.д. Иногда вспугнутый чем-то преступник забывает на месте преступления инструменты (обжим, отвертку, перчатки).
 
Следующее, что рекомендуется делать при постановке машины на стоянку (это условие выполняется, как правило, если машина стоит в гараже). Все, что можно снять с машины изнутри и снаружи, - снимается. Колпаки колес, коврики, подголовники, чехлы, из багажника и салона вытаскивается все: радиомагнитола, аптечка, огнетушители, инструмент, запасное колесо и т.д. Все, что открывается внутри салона (перчаточный ящик, противосолнечные козырьки, пепельницы и т.д.) оставляется в открытом состоянии. Все, что вытаскивается, складируется отдельно где-нибудь в закрытом шкафу. Это делается для того, чтобы утром можно было максимально досмотреть автомобиль, не дотрагиваясь к местам возможной закладки ВУ, вопервых, и, во-вторых, потому, что такие однотипные предметы, как огнетушители, медаптечка, подголовник кресла, аудиоколонка, кассеты и т.д., можно приобрести в любом магазине, заранее "снарядить" оболочку и в считанные минуты заменить их при необходимости. Поэтому нужно создавать как можно больше трудностей для преступника. Кстати, подобные вещи, страхуясь от подмены, рекомендуют маркировать. Капля краски или царапина в определенном месте достаточно быстро подскажут вам, что вещь "родная".
 

Методика осмотра автомобиля
 
Наружный осмотр.
Досматривают двое (обязательно водитель), один по часовой стрелке, другой против. Не приближаясь к машине вплотную, насколько это возможно (на открытой площадке метров с 15-20, не менее) обойти по периметру, внимательно осмотреть подступы к машине, корпус, заглянуть под машину. Отсюда же (насколько позволяет дистанция) снять с сигнализации. Подобным осмотром можно выявить следы пребывания посторонних людей, подозрительные предметы под машиной, растяжки от машины к земле, бордюру, забору, нарушение целостности почвы перед колесом и т.д. Иногда встречаются такие сюрпризы, как смятая жестянка "колы" или пакет из-под молока на капоте или крыше машины. Не спешите смахивать их, ругая докучливых подростков, можно остаться без руки. Расстояние до машины сокращается постепенно, позволяя увидеть более мелкие детали.

ГлушительНаружный осмотр начинается с тыла (от глушителя). Обязательно нужно проверить глушитель визуально, щупом (рекомендуется приваривать решетку на выхлоп). Глушитель - это место, куда очень легко поместить трубчатую бомбу необходимого диаметра. Причем очень быстро и скрытно (в отличие от мины-магнитки на днище). Обычно труба глушителя проходит рядом с бензобаком, и взрыв вызовет мгновенную детонацию. Обходя вокруг машины, внимательно осматривается весь корпус (грязные смазанные полосы), форточки, замки (царапины, отжатие). Очень внимательно необходимо осмотреть заливную горловину бензобака. Желательно иметь замок, фиксированную сетку-фильтр, препятствующую механическому проникновению через горловину. При досмотре горловины можно воспользоваться фонарем. Для этих целей есть специальные, с гибким световодом, хорошо, если есть эндоскоп. Внимательно следует осмотреть края горловины, сетку фильтра, возможно, останутся прилипшие частицы засыпанного в бензобак вещества.

При осмотре корпуса одновременно через стекла идет предварительный осмотр салона (растяжки к дверям, пакеты, свертки, сдвинутые с места предметы и т.д.). Если стекла тонированы, лучше воспользоваться мощным фонарем или смотреть через лобовое стекло. Внимательно нужно досмотреть пазухи с внутренней стороны бамперов, решетку радиаторов, заглянуть под номерные знаки. Необходимо просмотреть с помощью мощного фонаря все светоприборы (фары, подфарники и т.д.) снаружи. Обычно они крепятся к корпусу изнутри (из моторного или багажного отсека), но некоторые светоприборы (лампа-фара, галогеновые "противотуманки" и т.д.) закрепляются, как правило, снаружи. К ним, как к источнику электропитания может запитаться преступник при установке ВУ. Затем идет досмотр днища. Здесь хорошо иметь досмотровые зеркала, выставляя их под разным углом и на разную длину, постепенно досматриваются все участки днища (бензобак, места под "клиентом" и водителем), все подвижные участки (внутренние стороны дисков колес, карданные валы, тросы и т.д.). Вместе с днищем с использованием зеркала досматриваются подкрылки.

После наружного осмотра переходим к внутреннему досмотру салона.
Предварительно проглядев все через стекло, открывается передняя дверь со стороны пассажира. Со стороны пассажира открывается дверь потому, что это место более открытое для визуального досмотра, чем место водителя, т.е. мы можем создать предварительный "плацдарм" для дальнейшего осмотра. Открыв дверь, прежде чем облокачиваться на что-нибудь, нужно внимательно задействовать все органы чувств: посмотреть, послушать, понюхать, проанализировать. Не рекомендуется пользоваться внутри салона ароматизаторами воздуха, они полностью перебьют запах отравляющего вещества или ВВ.

После того, как внешним осмотром ничего подозрительного не выявлено, легкими движениями ощупываются поверхности сиденья снаружи и изнутри, пол. Необходимо обращать особое внимание на подпоротые места, нарушение целостности облицовки салона и сидений, заглянуть под ноги, под панель, и только после этого можно садиться на сиденье пассажира для досмотра остальных мест салона.

Осмотр моторного отсекаПосле досмотра салона приступаем к осмотру моторного отсека. Площадь моторного отсека досматривается сверху вниз (на себя). Досматривая двигатель, нужно обратить внимание на воздухофильтр, систему вентиляции салона, карбюратор, места, где повышается температура (блок двигателя, радиатор), баки с жидкостями (могут быть заменены залитыми агрессивными компонентами) и все, что связано с электрооборудованием двигателя, панелью управления, осветительными приборами и т.д., а также на движение (ремни вентиляторов, карданный валик руля и т.д.). Здесь лучше начинать досмотр водителю. Он лучше знает провода, которые менял в системе ЗЛО или "смазанные" места от грязи на двигателе.

После досмотра двигателя досматривается багажник.
 
По окончании осмотра автомобиль заводится. Желательно иметь устройство дистанционного запуска двигателя (сделав это с возможно допустимого расстояния), и уже затем включить все источники питания электроэнергии (стеклоочистители, радиоприемник и т.д.). Оставляя автомобиль в пределах видимости, дать ему поработать время, необходимое для прогрева двигателя. Только после этого можно считать, что осмотр закончен.

Подобный досмотр требует при наличии необходимых навыков не более 20-25 минут. Помните, что за вашими действиями, возможно, наблюдают со стороны и решают, стоит ли вам устанавливать "сюрприз" в машину или нет.

В течение дня за автомобиль отвечает водитель. Если он куда-то отлучается, желательно попросить охранника посмотреть за машиной на это время. В ходе дня, даже если оборудованная сигнализацией машина оставалась всего на несколько минут без присмотра, телохранитель с водителем должны оглядеть ее снаружи.

 
Бронированный автомобиль Ауди A8Приобретая даже бронированный автомобиль, важно помнить, что главная его защита не в броне, а в его мобильности. Ни одна автомобильная броня не защитит от выстрела кумулятивной гранаты. Только скорость и маневр позволяют не захватить себя врасплох. Необходимо постоянно менять маршруты, максимально сокращать время на совершение маневров при подъезде-отъезде. На маршруте быть внимательным при проезде под мостами, в местах, где на обочине стоят брошенные машины, свертки, всякие посторонние предметы. По возможности объезжать сливные решетки, канализационные люки. Очень часто преступники устанавливают на маршрутах движения машины-бомбы или другие закладки. (Подобным образом были организованы, в частности, покушения в Сицилии на судью Д.Фальконе и на руководителя Грузии Э.Шеварднадзе).

Помимо профилактического постоянного изменения маршрута, можно рекомендовать максимально быстрый проезд по "внешней" от одиноко стоящей машины стороне дороги. Преступнику для своевременного дистанционного включения цепи необходимо находиться практически точно на линии визирования цели по отношению к машине-закладке, чтобы основные поражающие факторы пришлись на проезжающую машину. Поэтому чем быстрее вы двигаетесь, тем больше гарантия безопасности. Автомобиль прикрытия в момент проезда должен блокировать (ехать параллельно) со стороны опасного участка. Если в это время по дороге едут другие машины, примите максимально к противоположному краю, отгородитесь потоком машин.

По проселочной дороге (без твердого покрытия) лучше ехать по колее впереди идущей машины. Если по какой-либо причине дорога впереди перегорожена (это будет характерно для малооживленного движения), будьте внимательны при объезде по обочине - вас может ждать сюрприз. Стекла на машине лучше держать закрытыми во избежание заброса гранаты или бутылки с зажигательной смесью. Если видите летящий в окно предмет, лучше как можно плотнее придержать стекло двумя руками. Как показывают проведенные эксперименты, бутылка с горючим часто отскакивает, не причиняя вреда.

Автомобиль рекомендуется дооборудовать дополнительными элементами, повышающими его безопасность, в том числе и против применения ВУ. Помимо противоугонной сигнализации рекомендованы:

  • настилка противоосколочного днища из кевларового мата, укрепленного по периметру, с тавровыми балками, удерживающими мат от влетания внутрь салона при взрыве. Нужно помнить, что кевлар и ему подобные материалы боятся влаги, поэтому должна быть продумана защита от ее воздействия;
  • взрывобезопасный бензобак;
  • заделка выхлопа глушителя;
  • установка устройства дистанционного запуска двигателя;
  • противоударные пленки на стекла и защита шин от прострела.

По материалам различных Интернет-сайтов
 
 
Посмотреть каталог поисковых средств >>
Посмотреть каталог средств блокирования сотовой связи, Bluetooth и Wi-Fi >>
Посмотреть каталог устройств для поиска средств съема/передачи информации по радиоканалу >>
Посмотреть каталог средств радиоэлектронного подавления >>
Посмотреть каталог средств по охране периметра >>
Посмотреть каталог систем оповещения >>

 
Создание сайта
Mystery Group
2001-2024 © Компания ДАТАСИСТЕМ. Все права защищены. Политика конфиденциальности. Пользовательское соглашение

Мы используем куки (cookies) с целью повышения удобства вашей работы с сайтом.

Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.